ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ

E-mail

nf_25_01.jpg

1. Черные плоскости тела кажутся меньших размеров, чем белые тела того же размера: люди, одетые в черное, кажутся более стройными, а одетые в белое   более полными. Это справедливо и для частей зданий.

2. Если необходимо, чтобы черные и белые поля казались равновеликими, следует уменьшить площадь белых полей. Тёмный тон рядом со светлым производит впечатление еще более тёмного.

3. Кажущаяся непараллельность вертикальных линий, пересеченных наклонными штрихами.

4. Равные по длине прямые а и b, благодаря незначительным различиям в их начертании, так же как и равные отрезки AF и FD, являющиеся диагоналями разных по площади фигур, кажутся неравными.

nf_25_02.jpg

5. Круги А в окружении кругов разной величины кажутся неравными, хотя их диаметры одинаковы.

6. Две человеческие фигуры одного роста, изображенные на рисунке без учета перспективного сокращения, кажутся сильно различающимися.

7. Цвет и фактура одежды изменяют зрительное впечатление от пропорций фигуры. Черная одежда, поглощая свет (а), придает стройность; белая, рассеивая свет (б), утолщает. Вертикальные полосы удлиняют (в), горизонтальные   уширяют (г), клетки   удлиняют и уширяют фигуру (д).

nf_25_03.jpg

8. Впечатления движения (слева) и покоя (справа). Помещения и их части при различном членении кажутся разных размеров и производят различные впечатления.

9. Вертикальные элементы кажутся значительно большими, чем равновеликие горизонтальные.

nf_25_04.jpg

10. Вне зависимости от композиционного построение здания (вертикального, горизонтального или смешанного) отношение плошади оконных проемов к площади стен, даже при одинаковой обшей высоте здания и высоте этажей, влияет на воспринимаемую масштабность сооружения (большое значение имеет также рисунок оконных переплетов, рис, а   г).

nf_25_05.jpg

11. Одинаковым по размерам помещениям можно придать разный облик путём различного размещения окон и дверей. Помещение на рис. слева производит впечатление очень длинного; оно будет казаться менее глубоким при поперечной установке кровати и стола у окна (рис. в центре). При размещении окон в продольной стене и соответствующей расстановке мебели помещение производит впечатление скорее широкого   чем глубокого (рис.справа).

12. Здания кажутся выше, если точка зрения расположена высоко; этому способствует ощущение неустойчивости при взгляде сверху вниз по сравнению с чувством надежной устойчивости при взгляде снизу вверх.

13. Стены с небольшим наклоном внутрь кажутся вертикальными; ступени, карнизы и горизонтальные тяги, которым придана некоторая выгнутость кверху, кажутся горизонтальными (курватуры горизонтальных линий в архитектуре Древней Греции).

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"