Главная arrow Справочник arrow Архитектураarrow Статьи arrow Пarrow Подвешенность и прозрачность...

Подвешенность и прозрачность...

E-mail
21/03/2008 г.
6_1.jpgСовременный частный человек может жить в любом времени, в каком захочет. Он может построить себе готический замок, античную виллу, вигвам и ренессансное палаццо.

Что касается второго принципа модернистского дома – подвешенности, то здесь прототипом стала знаменитая «Вилла над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта с консольно нависающими бетонными платформами.

 

Эти же приемы видим в доме мистера и миссис Берман, построенного архитектором Гарри Зайдлером (Новый Южный Уэльс, Австралия). Консольно подвешенная конструкция, как и у Райта, имплантирована в ландшафт. Как и у Райта, в оформлении использован местный натуральный камень, чтобы подчеркнуть родство архитектуры и природы, которое на самом деле относительно.
6_2.jpgДом выглядит, как приземлившийся на горе самолет. Из интерьера со сплошь стеклянными стенами открываются головокружительные виды. Площадь дома – 560 кв. м. Стоимость строительства – 1,6 млн долларов.

Такие большие дома нетипичны, чаще всего размер американского и европейского дома на одну семью составляет около 200 кв. м.
Столь же популярен так называемый дом-пенал – нависающая консоль, деревянная конструкция на бетонной основе, которую можно видеть в доме Келеров в Нью-Брунсвике (Канада), архитектурного бюро Julie Snow Architects, или резиденция Джэми (США), Escher GuneWardena Architecture, установленная на склоне горы подобно пирсу.


6_3.jpgВсе эти дома, азумеется прозрачны, но чемпион в этом отношении – «Нагой дом» Шигеру Бана. Стеклянная стена становится просто экраном, на котором показывают законченные и совершенные пейзажи. Хорошо иллюстрирует тенденцию и Дом в Бордо Рема Кулхааса.



6_5.jpg

 

 

Интересен дом Альберто Кампо Баэза, который называется «Бельведер». Бетонный закрытый дом со стеклянным параллелепипедом наверху, предназначенным исключительно для созерцания природы. С одной стороны, прозрачная граница делает к ней ближе, с другой стороны – все же отделяет, защищает от холода, с третьей – ты не только созерцаешь, но и созерцаем, не только смотришь на экран, но и сам как на экране. Классический бельведер предполагал, что хозяин дома – в центральной точке, откуда созерцается все, но не предполагалось, что сам наблюдатель виден.
6_4.jpg«Прозрачность» сегодня не является привилегией южан: сохранение тепла в доме с большой площадью фасадного остекления при современных строительных технологиях – задача не трудная. Юрки Таса реализовал идею дома, открытого в природу, не где-нибудь в Бордо, а в Финляндии.6_6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный мир дает дополнительные обоснования прозрачной архитектуре. В западном мире идет переосмысление идеи приватности. Характерный пример – полностью остекленные сблокированные дома, построенные группой MVRDV в районе Амстердама Борнео-Споренбург. Они расположны не на уединенных укрытых зеленью участках, а в гуще мегаполисов. Появление интернета позволяет человеку работать дома и сократить личные контакты до минимума. Наряду с удобством и экономией времени это иногда порождает клаустрофобию и одиночество, а также ощущение нереальности собственного тела. «Выставлять напоказ внутреннее, даже свое собственное, кажется мне очень современным стремлением, – говорит лидер MVRDV Вини Маас, – это может показаться извращением, но на самом деле эта склонность очень созвучна происходящему в наши дни повсеместному смешению частного и публичного. В пешеходном переходе вы невольно слышите чей-то любовный разговор по мобильному телефону, на телевидении люди постоянно демонстрируют свою частную жизнь, чтобы привлечь внимание. В такой ситуации древнее разграничение на частное и публичное кажется уже неадекватным».6_7.jpg                      

 

Современный частный человек может жить в любом времени, в каком захочет. Он может построить себе готический замок, античную виллу, вигвам и ренессансное палаццо. Но наиболее распространенными стилями являются по-прежнему классика, модернизм, вернакуляр и их смеси. Хотя в профессиональной среде классики и модернисты полемизируют друг с другом, на уровне заказчика противостояния нет. Классических домов строится столько же, сколько модернистских.6_8.jpg

 

Несмотря на все внешнее различие, можно увидеть в виллах Палладио, виллах Корбюзье и домах MVRDV общий эволюционный процесс индивидуализации и развития нарциссизма европейского человека. Палладио украшает частный дом храмовой архитектурой, придавая дому достоинство храма, а стеклянные модернистские дома обнажают их обитателей, придают им достоинство музейных экспонатов или кинозвезд, живущих под прицелом телекамеры.

 
« Пересматривая живую память города.   Православный храм XXI века »