Главная arrow Справочник arrow Архитектураarrow Статьи arrow Фarrow Формирование общественных пространств города в рамках процесса обучения в архитектурном образовании.

Формирование общественных пространств города в рамках процесса обучения в архитектурном образовании.

E-mail
28/03/2011 г.
Современный город стал одной из самых подвижных и склонных к изменению структур в жизнедеятельном процессе общества. Урбанистические объекты, в силу своих преднамеренных причин, не всегда могут быть законченными, а потому становятся объектами дальнейшего освоения и изменения. Совсем недавно коммуникативный и символический характер города (его общественных пространств) был представлен лишь в визуальной его составляющей. А сегодня проектировщики уже создают новые проекции виртуальных матриц, формируя новую методологию постижения городской среды.

«...Организованное архитектурное окружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека! Эстетическое воздействие - необходимая часть той функции социализации личности, которую выполняет архитектура» (А.В. Иконников)

Переход к высокоразвитому информационному обществу потребовал разрушения традиционной городской структуры. Популярными становятся новые движения в дизайне и архитектуре, как например, фристайл и «нелинейная геометрия» - адепты виртуальной реальности.

Городские пространства современного города представляют собой наложение множества слоев физических геометрических форм и социальных активностей, наполняющих его. Развитие информационных и коммуникативных технологий определило рост деятельности усложненного информационного общества – финансы, радиовещание, телевидение, издательская деятельность, торговля, отдых, образование, программирование, обслуживание, мир искусства, дизайн и архитектура пытаются придать городу новое качество. Новое индустриальное общество XXвека породило его образ, пространственный образ эпохи, его можно назвать образом машины, а архитектура стала выражением рациональности. Технология же информационного общества, являющаяся уже технологией XXI века постепенно переходит от макро – инженерии, например, космического машиностроения и военной индустрии к микроинженерии. Содержание этой технологии перемещается в сторону технологии средств массовой информации, биотехнологий, технологии средств связи и т.п. Архитектура «хай – тек» уже не представляет дух эпохи. Дух информационного общества, дух XXI века, меняет образ машины в сторону образа жизни.

Основные принципы современной жизни – рост, информационные системы, открытые структуры, порядок, который включает разнообразие, неопределенность и передачу прошлого через генетический код – будут использованы в архитектуре городских пространств информационного общества. Трансформации общества изменят отношение к среде. Характер новых отношений объясняется глобальным возрастающим интересом к окружающей среде, «духу места», богатству местной культуры. Появление современных промежуточных пространств в ткани города подчеркивает возможность симбиоза как принципа новой жизни – эпохи симбиоза (симбиоз традиции и самой передовой технологии; симбиоз части и целого).

Организация новых пространств – «вкраплений» в городской ткани Оренбурга переопределена появлением ряда заброшенных территорий бывших промзон, необходимостью пересмотра определенных зон в исторической части города, потерявших свою привлекательность.

Проблемы и решения пересмотра этих зон, как общественных пространств, требует конкретных и определенных трансформаций, их организация может рассматриваться как отдельные фрагменты города, создавая новый порядок, постоянно воздействуя на свое ближайшее окружение ( например, на жилые кварталы) определит в рамках органических пространств свой собственный порядок и динамический баланс. Этот новый порядок может быть знаковым порядком связей. А связи в городской ткани представляются организованными пространствами бывших промышленных зон или реконструкций определенных кварталов города, не отвечающих требованиям социальности современного общества. При использовании технических достижений современности, придавая им эстетический харектер эти зоны приобретают новые пространственные качества на новых уровнях.

В проектировании студентами этих пространств прежде всего меняется роль «места» самого пространства. Трансформация «места» в архитектурном пространстве и развитие коммуникаций, разрушающих его однородность приводит к тому, что на место классической картины мира культуры, приходит динамическая схема жизни, которая порождает новые опыты проживания пространства.

Использование современных подходов в осмыслении пространства, отражающего сложность многослойной системы всего города, требует его трансформации на различных уровнях. Отдельное здание уже не в состоянии существовать в городском контексте обособленно. Архитектура уже сама по себе не превалируется, а становится как одна из существенных частей общего культурного контекста.

Переход на такой уровень проектирования позволяет подойти к решению новых моделей в курсовом проектировании на IV курсах по теме «Организация городской среды». Модернизация территории Гостиного двора в Оренбурге послужила появлению нового городского пространства, открытого обществу, в котором выявлены важные пункты пространственной и смысловой композиции, которая наполнена эмоциональной насыщенностью с передачей ощущений, образов, иллюзий, причем, образов, претендующих на многослойность, многовариантность прочтения, чем больше вариантов, тем богаче игра с образами. Важна их роль в определении соизмеримой обстановки, среды, которая характеризует каждый конкретный объект, синтезирует разрозненные образы в единую логическую и последовательную идею. Осмысление многочисленных взаимоотношений позволяет выстроить определенную концепцию, сохраняя при этом «фактуру» территории. Такая территория становится городским фокусом, «жизненной силой» города. Городское пространство выступает как многомерное «переживаемое пространство» - (А.В. Иконников) содержания архитектуры своего времени.

Создание крупной пространственной композиции с обращением к ней, как пространству для человеческого общения, открытому для пешеходных прогулок с рядом познавательных и репрезентативных функций, гибкому раскрывающемуся в постоянной смене видов и ракурсов определит новое привлекательное место в городе. Интерьеры и экстерьеры в которых, несмотря на сложные фасады, не «разрываются», а , напротив, благодаря использованию системы метериалов и форм, берущих начало снаружи , продолжаются и во внутреннем пространстве. Центром этой крупной композиции является площадь Искусств, на которую ориентированы студия визуальных искусств, кукольный театр, хореографическая школа, артгалерея. В подземной части находятся кинозалы, медеотека, тренажерные залы, парковки.Культурные процессы – презентации, фестивали, городские праздники предполагаются как в закрытых, так и в «открытых» пространствах. Происходит «вынос» общекультурных действий в городское пространство – музыки, театра, фольклора, изобразительного искусства и включение сознания масс в общую культуру. В русле такого контекста физическая среда начинает взаимодействие с культурной. Создается пространство, обращенное к внутреннему миру человека, которое устанавливает связь, диалог между чувствами человека и окружающей средой, создается смысл свободы в самом движении, динамики пространства. Решается задача равновесия между архитектурой и обществом.

Осмысление многочисленных взаимоотношений позволяет выстроить концепцию, модель пространства. Принимая эту модель как отправную во взаимодействии человека и среды, обладающую определенными притягательными комфортными качествами, как моделирующую последующее поведение горожан, можно предположить, что впоследствии сами горожане могут создавать и интерпретировать новые модели поведения в пространстве, перестраивать функциональное и типологическое значение данного пространства, менять его значение в структуре города ( симбиоз общества и структуры пространства).

Пространство Гостиного двора и прилегающего к нему пространства, рассматриваемые в таком качестве становятся фокусной зоной в ткани города. Общими качествами фокусной зоны является смежность с основными маршрутами движения горожан (зона находится на оси главной пощеходной улицы города) и исключительное расположение в возможности «наблюдения городского театра социальных действий».

Архитектура из сферы интеллектуализма переходит в разряд социальнозначимых компонентов культурных, политических и экономических процессов, т.е. становится все более процессуально и динамично развивающейся. Рождается новый профессиональный образ, принципиально иной вектор жизни и работы. Эти идеи связаны с утверждением картины мира, где «природа и культура видятся выросшими из единого повествования» (Ч. Дженкс), преодолевающего узость разного рода научных, политических и религиозных интересов. Новая парадигма еще только формируется, в основе ее построения лежат «науки о сложных системах» и компьютерные технологии, а соответствующей ей новой этике еще только предстоит появиться на свет. Необходима новая теория композиционной деятельности, ориентированной на понятие «среда», способная выразить виртуальные «нелинейные» реалии. Однако мы уже в рамках учебного процесса на уровне соизмеримых определенностей готовы к приобщению студентов к глобальным изменениям, происходящим в мире - науке, религии и политике, определяющими новую парадигму в организации городских пространств.

Список литературы:

1. Глазычев В.Л. Образы пространства // В сб. Творческий процесс и художественность восприятия. Л., 1978
2. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985
3. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986
4. Сулименко С.Д., Степанов А.В., Нечаев Н.Н. Архитектура: пространство, время, культура. М., Ростов – на – Дону, 2008
5. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М., 1975

М.М. Мубаракшина, Россия.

 
« Философия городских реформ: система ценностей и образ жизни   Что такое комплексное обследование жилища? »